Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оперативно - розыскная деятельность. Кто вправе ее осуществлять?

Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) – мероприятия, выполняемые гласно и негласно уполномоченными на это государственными органами, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших, осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, установления имущества, подлежащего конфискации.

ОРД в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается, с одной стороны, предметом критики, с другой –  эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства

Содержание оперативно – розыскной деятельности определено Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 13 данного Закона определяет перечень субъектов ОРД и в общей форме закрепляет их полномочия. Из содержания статьи следует, что перечень подразделений, осуществляющих ОРД, определяется только применительно к территории Российской Федерации.

Правом на осуществление ОРД, как видно из статьи, наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов – внутренних дел Российской Федерации, федеральной службы безопасности, исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказания. Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных выше органов. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ.

Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ) в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.

Перечень ОРМ, приведенный в ст. 6 Закона, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

ОРД является не стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельным видом деятельности оперативных подразделений.

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть представлены в орган дознания, следователю и суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положением УПК, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст.11).

Для использования результатов оперативно – розыскной деятельности в доказывании необходимо, прежде всего, точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил проведения оперативно – розыскных мероприятий.

Результаты оперативно - розыскной деятельности представляются в уголовный процесс по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении поручения органов расследования, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Данное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется органам расследования, прокурору или в суд, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

При использовании в доказывании результатов ОРД следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно-процессуальном смысле не являются. Их нужно рассматривать только в качестве основы, на которой в уголовной процессе могут быть сформированы доказательства.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующими органами самостоятельно, по поручениям и указаниям следователей. Постоянные надзор за законностью производства этих действий возложен на прокуроров соответствующих уровней.