Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ответственность должников – неплательщиков заработной платы за не уведомление об изменении места своего нахождения

Органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о своевременной оплате труда сталкиваются с трудностями в установлении места нахождения должников – юридических лиц и их руководителей. Данное обстоятельство затрудняет проведение прокурорских проверок в отношении должников и препятствует принятию мер реагирования к виновным должностным и юридическим лицам, делает невозможным взыскание в интересах работников задолженности по заработной плате.

Распространенными являются случаи, когда недобросовестные должники, при наличии задолженности по выплате заработной платы, изменяют адрес фактического места нахождения с целью уклонения от обязанности по выплате долгов по заработной плате и иной задолженности и избежания юридической ответственности.

При этом юридические лица не исполняют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о сообщении в течение трех рабочих дней с момента изменения места нахождения сведений об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать.

Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению регистрирующего органа об изменении места нахождения влечет административную ответственность. Так, пункт 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает (далее – КоАП РФ) ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Федеральная налоговая служба, уполномоченная возбуждать дела об административных правонарушениях по указанной статье КоАП РФ, дала разъяснения в письме от 25 июня 2014 года № СА-4-14/12088 «Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица».

Кроме того, не уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица может рассматриваться как основания для обращение в суд о ликвидации юридического лица в порядке статьи 61 ГК РФ.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснил, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и тому подобное), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

При установлении факта отсутствия юридического лица по месту нахождения прокурорами соответствующая информация направляется в налоговые органы для принятия мер по привлечению его к административной ответственности по пункту 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Между тем столь незначительный размер административного штрафа не всегда побуждает должностных лиц исполнять обязанность по представлению в налоговый орган документов на регистрацию изменений адреса места нахождения юридического лица. Кроме того, осуществление розыска должников, имеющих долги по заработной плате, вне рамок процессуальных проверок на правоохранительные органы действующим законодательством не возложено. Соответственно принятие к ним мер реагирования, в том числе предъявление исков в суд о взыскании заработной платы, возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) КоАП РФ становится затруднительным.

Таким образом, усиление ответственности недобросовестных юридических лиц за не уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения сократило бы препятствия своевременному принятию мер прокурорского реагирования в целях восстановления трудовых прав граждан.

10.10.2017.

Помощник прокурора

юрист 2 класса Л.В.Уберская