Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Земельные правоотношения

находятся под прокурорским надзором

Лужской городской прокуратурой в течение истекшего периода 2017 года в сфере исполнения законодательства о землепользовании выявлено 147 нарушений закона, принесено 14 протестов на незаконные муниципальные правовые акты, направлено 113 исковых заявлений в суд, внесено 20 представлений об устранении нарушений требований закона по которым 21 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Так, прокуратурой во исполнение п. 3 1. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего охрану земель.

При проведении проверки в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления сельских поселений Лужского района выявлены факты нарушений норм действующего законодательства, которые оказывают негативное влияние на состояние законности в рассматриваемой сере правоотношений.

Так, согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе, относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу действия ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Таким образом, органами местного самоуправления в обязательном порядке должны систематически приниматься меры по охране земель, находящихся в муниципальной собственности.

Целенаправленная работа органов местного самоуправления возможна только при наличии достаточного муниципального нормативного правового регулирования. Очевидно, что наибольшая эффективность профилактических мер достигается, если указанные меры реализуются в рамках соответствующих программных документов, принятых должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции.

С учетом изложенного, администрациями поселений, в целях выполнения мероприятий по охране земель, находящихся в муниципальной собственности, должны быть приняты муниципальные программы.

Необходимость принятия муниципальной программы охраны земель, в том числе обосновывается тем, что на территориях населенных пунктов поселений на землях общего пользования, находящихся в муниципальной собственности, имеются заросли Борщевика Сосновского, являющегося согласно ГОСТ 16265-89 сорным растением, а согласно требований ст. 69 и ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение реализации мероприятий по охране земель и ликвидации сорных растений, возможно в виде бюджетных ассигнований в рамках реализации муниципальной программы.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего федерального законодательства, администрациями поселения до настоящего времени не разработаны и не приняты, в установленном законом порядке, муниципальные программы по охране земель, находящихся в муниципальной собственности, проводимые мероприятия по охране муниципальных земель являются не достаточно эффективными, о чем свидетельствуют факты наличия на землях, в течение длительного времени, сорных растений.

Подобное положение дел является недопустимым, поскольку оказывает неблагоприятное воздействие как на окружающую природную среду, так и на состояние почв, что явилось основанием для внесения в адреса глав администраций поселений представлений об устранении нарушений закона, которые находятся в настоящее время на стадии рассмотрения.

Заместитель прокурора Горбачева Л.Н.

02.06.2017